luchecon: (Default)
[personal profile] luchecon
Долго-долго этот "круглый стол" о новой системе финансирования жилья пробивался к публикации.
В обсуждении участвовал честный "очередник" А.Трофимчик. Он жилья не получит.
А жулье его уже получило.
Но, наконец, пусть с купюрами, но обсуждение опубликовали.


"Жильё: надо рассчитывать на себя

Каждый четвертый у нас нуждается в улучшении жилищных условий. Если учесть, что среднестатистическая семья — три человека, а в очереди на жилье стоят 850 тысяч. Не очередь, а прямо восхождение на Эверест! Такого не было при СССР, когда квартиры раздавали бесплатно. Впрочем, суть феномена проста. Беспрецедентные льготы и подарки. Кредиты под 1 — 5 процентов годовых при инфляции 120 процентов и квартиры не дороже 300 долларов за метр в эквиваленте. В три раза ниже рынка. При этом на каждого жителя страны приходится по 24 «квадрата» уже построенного жилья. А у 38 тысяч граждан по 2, 3, 4 и 5 квартир. Эти явные противоречия наводят на мысль: господдержка становится безразмерной, непосильной и не всегда достается тому, кто действительно в ней остро нуждается. Шаг к переменам: Указ Президента № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений». Нововведения на жилищном рынке за «круглым столом» «СБ» обсуждают Александр ГОРВАЛЬ, начальник управления жилищного строительства Министерства архитектуры и строительства; Александр ЛУЧЕНОК, член правления Белорусского союза налогоплательщиков, эксперт БНПА, доктор экономических наук, профессор; Сергей КИСЕЛЬ, начальник главного управления регулирования банковских операций Нацбанка, и Александр ТРОФИМЧИК, минчанин, очередник.


«СБ»: Не нужно быть великим экономистом, чтобы понять: обеспечить всех нуждающихся суперльготными кредитами и баснословно дешевыми квадратными метрами невозможно. Однако перемены всегда болезненны. Впрочем, давайте о хорошем: за кем сохранится право получить квартиру без очереди?

А.Горваль: Многодетные семьи, с детьми–инвалидами, инвалидами вследствие заболеваний, связанных с ликвидацией аварии на ЧАЭС, других радиационных катастроф, владельцы и наниматели непригодных для проживания помещений и так далее по списку, который практически не претерпел изменений. Более того, в нем впервые появилась новая категория: проживающие более 10 лет в общежитиях или по договорам найма или поднайма в государственном и частном жилфонде.


«СБ»: То есть в неприватизированной квартире?

А.Горваль: Нет. Это, к примеру, если вы проживаете по договору найма у родственников или чужих людей.


«СБ»: Квартиранты?

А.Горваль: Условно говоря, да.


СБ»: Названные вами граждане в Минске будут иметь право на льготы только при условии, что у них менее 10 квадратных метров на человека?

А.Горваль: Естественно.


«СБ»: А если они становились на очередь раньше и располагают, допустим, 14 метрами?

А.Горваль: В очереди остаются, указ не имеет обратной силы.


«СБ»: А как кредит?

А.Горваль: Будет выделяться по новым правилам. В Минске льготно прокредитуют 15 квадратных метров.


«СБ»: И многодетным?

А.Горваль: Многодетным семьям — по 20 квадратных метров. И в Минске тоже. Хотя на очередь теперь и их поставят, только если в пользовании или в собственности у каждого члена семьи меньше 10 квадратных метров, причем не только по месту жительства, но и на всей территории страны. Как говорится, домик в деревне тоже учитывается. Может получиться: остаешься в очереди, а права на льготный кредит не имеешь.


«СБ»: А садовый домик учтут?

А.Горваль: Нет.


«СБ»: А если, допустим, бабушка подарила внуку ветхий домик, он потеряет место в очереди?

А.Горваль: А какая разница? Главное, чтобы домик не был отнесен к непригодным к проживанию.

«СБ»: Но подарок можно продать...

А.Горваль: Тогда 3 года вы не будете иметь права получить льготный кредит, если по всем другим параметрам вы сможете претендовать на него.

А.Трофимчик: Я с семьей — жена и двое взрослых неженатых сыновей 24 и 29 лет — живем в двухкомнатной квартире площадью 49 квадратных метров. Стою на очереди давно, а недавно и младший сын встал по месту работы, в метрополитене. И что мне сейчас делать?

А.Горваль: Ждать очереди.

А.Трофимчик: И что толку, если ни мне, ни ему теперь льготного кредита не дадут? Так?

А.Горваль: К сожалению.

А.Трофимчик: Вот как получается: работал–работал, старался всю жизнь, ждал, надеялся, а перед пенсией остался у разбитого корыта.

А.Горваль: Понимаю вас, но при чем здесь работа? Вам за работу платят зарплату. Выходит, по–вашему, что если работал — значит, государство должно всем обеспечить?

А.Трофимчик: Но как–то нехорошо получается. Я уже второй был по очереди на двухкомнатную квартиру — и на тебе...

«СБ»: Пусть сыновья женятся...

А.Трофимчик: А жить им с женами где?

А.Горваль: Я вас понимаю, очень сочувствую, но кто вам может помочь? Новая концепция помощи в решении квартирного вопроса основана на финансовых возможностях государства.

«СБ»: А если землю бесплатно взять под Минском и строиться?

А.Трофимчик: Мне уже 59 лет, когда мне строиться? Хотя ладно. Если все–таки, условно говоря, я стал чл

еном ЖСПК, на льготный кредит я смогу рассчитывать?

А.Горваль: Нет.

А.Лученок: Беларусбанк очередникам дает деньги под 31 процент годовых. Это тоже неплохо, практически вдвое дешевле рынка.

«СБ»: Но сколько таких людей, как Александр Николаевич, которым больше не светит льготный кредит?

А.Горваль: На помощь государства могут претендовать примерно 370 тысяч семей, в Минске — около 100 тысяч.

«СБ»: Тоже немало. Вопрос банкиру: в какую сумму это обойдется налогоплательщикам?

С.Кисель: В 2012 году на строительство жилья предусмотрено 7,5 триллиона рублей.

«СБ»: Источники?

С.Кисель: В постановлении Совета Министров от 30 декабря 2011 г. № 1788 «О мерах по выполнению заданий на 2012 год по строительству жилых домов» определены прогнозные источники кредитования. Всегда существует вопрос ресурсного покрытия этих источников. Около 7 миллиардов рублей лежат на счетах Минфина в Нацбанке.

А.Лученок: Это эмиссионные деньги...

С.Кисель: Отчасти, фактор роста цен сыграл свою роль. Доходы наших предприятий росли, они платили больше налогов. И чтобы не допустить нового витка инфляции и девальвации, «лишние» деньги абсорбировал Нацбанк. И по договоренности с Минфином в прошлом году их не пускали в оборот. Это — возможный источник финансирования госпрограмм, в том числе жилищной. Средства могут направляться дальше на депозитные счета Беларусбанка, который в основном и занимается льготным кредитованием.


«СБ»: Имеется в виду прошлогодняя эмиссия?

С.Кисель: Нет, не совсем так. Это доход, который был в некоторой мере связан и с прошлогодней инфляцией. О чем я уже говорил. Но все дело в том, что если мы его сейчас выбросим в оборот, да, это будет равносильно эмиссии.

А.Лученок: И цифра такой эмиссии названа в Прогнозе социально–экономического развития — 7 триллионов рублей. 

«СБ»: На все программы.

С.Кисель: Выборка средств будет идти постепенно. Никто ведь не заинтересован в одновременном вбрасывании таких громадных сумм.

«СБ»: А сколько денег ушло на кредитование жилья в прошлом году?

С.Кисель: За 11 месяцев прошлого года — 8,4 триллиона рублей.

«СБ»: Деньги напечатали?

С.Кисель: Нет, ну что вы. Банки кредитуют заемщиков еще и за счет притока депозитов от граждан, предприятий.


А.Лученок: Хотелось бы уточнить: деньги на льготное жилищное строительство — это средства из госбюджета?

С.Кисель: Министерству финансов дано поручение ограничить в текущем году прирост кредитования государственных программ за счет ранее накопленных остатков в размере не более 7 трлн. рублей. Эти деньги находятся на счете казначейства в Национальном банке и фактически изъяты из обращения. Предполагается, что из этой суммы 4,87 трлн. рублей может быть использовано для фондирования банков (ОАО «АСБ Беларусбанк» и ОАО «Белагропромбанк») и последующего кредитования жилья. С целью минимизации инфляционных последствий использования указанных средств Министерством финансов разработан помесячный график расходования. Кроме того, на кредитование жилья будут направлены суммы от погашения ранее выданных кредитов, а также привлекаемые банками ресурсы.


«СБ»: Где?

С.Кисель: Где угодно, у кого есть деньги. Но дают их банкам только под коммерческий процент. Сейчас банки готовы привлекать на депозиты рубли под 60 процентов. Отдавать их под меньший процент невыгодно.

А.Лученок: Это говорит только о том, что нынешняя система льготного кредитования жилищного строительства не заинтересовывает привлекать коммерческие средства.

С.Кисель: До тех пор, пока не произойдет снижение ставок по кредитам, допустим, до 15 процентов.


«СБ»: В прошлом году было использовано на льготное кредитование 8 с лишним триллионов рублей. В итоге инфляция — 120 процентов годовых. Если в этом году выделено на льготное кредитование 4 триллиона, стало быть, следует ожидать инфляцию 60 процентов?

С.Кисель: Прямые аналогии в данном случае явно неприменимы. Да и льготные кредиты будет получить сложнее. Кроме того, инфляцию вызвало не только жилищное кредитование.

«СБ»: Александр Витальевич, а что ожидается по ценам на жилье?

А.Горваль: В прошлом году средняя стоимость квадратного метра в крупнопанельном домостроении была 2,3 миллиона рублей. Без затрат на инфраструктуру. Коробка с отделкой.

«СБ»: А кто должен оплачивать инфраструктуру?

А.Горваль: Бюджет. Половину — республиканский, а другую половину вносит местный бюджет. Ну и частично некоторые министерства и ведомства как эксплуатирующие организации. Если говорить о домах из кирпича и газосиликатных материалов, то в них стоимость квадратного метра — 2,9 миллиона рублей. Сейчас в домах ЖСПК договоры с очередниками заключаются по 3,5 — 4 миллиона за квадратный метр.

«СБ»: 3,5 миллиона — это старт? Потом возможен рост?

А.Горваль: Да. Но что будет дальше, более конкретно сложно сказать. Все зависит от того, уложимся ли мы в прогнозируемый показатель инфляции.

«СБ»: Парадоксальная получается картина. Граждане хотят как можно больше льготных кредитов. Хорошо. Понятно. Но, увы, их рост связан с эмиссией рублей, которая немедленно подталкивает инфляцию, то есть рост цен. В итоге: чем больше льготных кредитов, тем выше цены, в том числе на жилье. Плохо всем.

А.Лученок: Так мы еще не «переварили» прошлогоднюю инфляцию. Цены еще продолжат рост из–за увеличения затрат производителей. За год индекс цен производителей промышленной продукции вырос почти на 250 процентов, в то время как индекс потребительских цен — всего на 209 процентов. То есть производители еще переложат свою инфляцию на потребителей. Поэтому рост цен быстро не остановишь. А процентные ставки коррелируются с динамикой цен. Следовательно, ожидать существенного снижения ставок по кредитам не приходится.

А.Горваль: Готов поспорить. Никто точно не может знать, какие новые факторы, влияющие на состояние экономики, возникнут в будущем.

С.Кисель: Нацбанк намерен максимально сдерживать инфляцию спроса. То есть изымать избыточную ликвидность.

А.Лученок: Проблема в том, что теперь у нас преобладает уже не инфляция спроса, а инфляция предложения. А ее монетарными методами особо не остановишь. Нужно объективно смотреть на развитие ситуации в экономике.


«СБ»: Как можно выйти из этого замкнутого круга? Ведь кредитование жилья ведется во всех странах...

С.Кисель: Долгосрочное кредитование предполагает определенный уровень финансовой стабильности. Инфляция не должна превышать хотя бы 10 процентов. Вот тогда и начинает складываться система, связанная с формированием долгосрочных ресурсов. Население несет вклады на депозиты уже не на месяц, а на год. Формируются какие–то сбережения. У нас система стройсбережений была. И неплохо начала работать. Но в условиях высокой инфляции, естественно, ожидаемого эффекта не дала. Хотя организационно сделано немало.


«СБ»: Так зачем тогда нужно было безудержно расширять масштабы и объемы льготного кредитования, если в результате мы расшатываем не только собственную финансовую систему, но и экономику в целом? Не высока ли плата? Очень хорошо, что благодаря льготным кредитам многие купили дешевую жилплощадь. Но ведь «в оконцовке» за эту радость заплатил госбюджет. В том числе и из наших налогов. А я, например, не хочу такой «благотворительности», чтобы кто–то улучшал свою жизнь за мой счет. Если речь идет о немощных, инвалидах — да, я к этому готова. Но содержать сильных и молодых — увольте!


А.Лученок: Государство ставит цель: обеспечить население собственным жильем. А я хотел поставить вопрос таким образом: почему мы зациклились на этой идее, что жилье должно быть обязательно в собственности у населения? Кто хочет иметь в собственности, пусть за свои доходы и строит. А для нуждающихся, кто находится действительно в сложных жилищных условиях, надо строить муниципальное арендное жилье.

С.Кисель: Жилья, судя по длине очередников, у нас не хватает. А если посмотреть, сколько жилплощади у нас приходится на одного человека в среднем, то получаем цифру 24 квадратных метра. В сельской местности — 35 «квадратов». То есть с этой точки зрения жилплощади у нас предостаточно.

А.Лученок: Так в том–то и дело. Здесь как раз все взаимосвязанно. Да, в среднем обеспеченность жильем в стране достаточно высокая. Но дело в том, в стране достаточно много людей, у которых в собственности по 2 — 3 и даже по 4 квартиры. И большинство из них умудрились построить их за счет льготных кредитов. А теперь они спокойно живут за счет того, что это жилье сдают, выплачивают мизерные проценты по кредиту без особого ущерба для кошелька. И они очень благодарны за осуществленную программу льготного строительства жилья. Инфляция им, кстати, только на руку. В крайнем случае, могут просто продать одну из квартир по коммерческой цене и прилично нажиться за счет других налогоплательщиков, которые оплачивали им льготные кредиты.


«СБ»: Поэтому и цены на недвижимость не падают даже при резком снижении доходов...

А.Лученок: Но смотрите, что еще получается. Молодая семья обычно имеет маленькие доходы, но вынуждена начинать строить собственную квартиру. Им придется залезать в долги, долгие годы выплачивать проценты по кредиту и гасить сам кредит.


«СБ»: И одновременно растить детей, обеспечивать их...

А.Лученок: Именно! Где они могут взять деньги для этого? А с другой стороны, и жить где–то нужно. Муниципального жилья нет, снять квартиру у частника очень дорого. Решение отказаться в 90–х годах прошлого века от строительства муниципального жилья лишило государство пространства для маневра в решении жилищной проблемы. Муниципальное жилье сняло бы остроту ее. Хотя бы временно там могли бы жить те, кто крайне нуждается в крыше над головой.

А.Горваль: Я полностью согласен с вами, что уход от развития муниципального сектора жилья было концептуально неправильным решением.

продолжение здесь

Profile

luchecon: (Default)
luchecon

December 2020

S M T W T F S
   12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Apr. 23rd, 2025 03:06 pm
Powered by Dreamwidth Studios